Методический аспект профессиональной деятельности

Особенности преподавания ОБЖ в условиях реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы

В 2020/2021 учебном году в образовательных организациях продолжается реализация Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ).

Целью Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета ОБЖ, изменение его образовательного статуса в соответствии со степенью важности формируемых им компетенций в области безопасности личности, общества и государства, государственным заказом, потребностями населения и перспективными задачами развития российского общества. Приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным процессом.

Одним из основных направлений реализации Концепции является использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность. Разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения ОБЖ, оснащения кабинета ОБЖ наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными Зd-моделями и тренажерными системами, способными моделировать различные опасные ситуации, для отработки целесообразных практических приемов и действий.

В соответствии с ФГОС общего образования учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования вне зависимости от профиля. Учебный предмет осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», изучение которой должно обеспечить:

- сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;

- знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

- владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а таюке навыками оказания первой помощи пострадавшим;

- умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Межпредметная связь учебного предмета ОБЖ с такими предметами, как «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Информатика», «История», «Обществознание», «Право», «Экология», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащихся с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рациональному использованию учебного времени в рамках выбранного профиля и индивидуальной траектории образования.